Регистрация
Здравствуйте! Гость
Я рада вас видеть.
От выпускников
Мини чат
Статистика сайта
Гимназия №1
Главная » Статьи » Программа по музыке

Методическая разработка урока искусства в 9 классе по теме «Музыка и кино»
Скачать архив с комплектом документов для проведения урока искусства в 9 классе по теме «Музыка и кино» вы можете на странице каталог файлов в разделе методические материалы.


Муниципальное образовательное учреждение
Гимназия №1 г. Лыткарино Московской области



Методическая разработка урока искусства в 9 классе по теме

«Музыка и кино»



учителя музыки и искусства,
высшей квалификационной категории
Клейменовой Марии Юрьевны
                                                                         
                                                                             2013 год




"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда.
"
Китайская народная мудрость


Цель урока: ознакомить с историей создания кино, показать важное значение музыки в кинофильме: музыка помимо наших желаний    вызывает эмоциональный   отклик, дать понятие «тапер».

Задачи:
•    обучающая: познакомить   с   миром экранного искусства, с профессиями  звукорежиссера, звукооператора и шумовика; научить создавать  звуки  для озвучивания мультипликационного  фильма
•    развивающая:  развивать творческий потенциал и воображение, расширить кругозор учащихся, активизировать наблюдательность детей.
•    воспитательная:  воспитать эстетический вкус, любовь к отечественной кинематографии.

Ход урока

I.    Организационный момент, объявление темы:
В начале урока звучит «Крылатые качели» Е. Крылатова
- Знакома ли песня? Где звучала?
А тема урока звучит так «Музыка и кино».
Мы узнаем, когда был создан первый звуковой фильм. Попробуем озвучить мультипликационный фильм. Проведём музыкальную викторину.

II.    Рассказ учителя об истории создания звукового кино.
(с использованием видеофильма созданного для урока)

Кадр №1

История кинематографического искусства началась более ста лет назад, когда человечество увидело настоящее чудо в образе «движущихся фотографий», первооткрывателями которых считаются братья Люмьер, Огюст Луи Мари и Луи Жан. Луи Жан был целиком и полностью поглощен световой проекцией «движущихся фотографий». Он увлекался технической стороной кинематографа и изобретательством в целом, в то время как его брату, Огюсту, гораздо ближе было выполнение организаторских и менеджерских обязанностей. Также Огюст помогал Жану деньгами. Таким образом, каждый из них по-своему вкладывал лепту в разработку кинематографа.

Фрагмент из киножурнала "Хочу всё знать".

Кадр №3
В тот знаменитый день первого показа браться Люмьер продемонстрировали пять короткометражных фильмов, после которых кинематография окунулась в массы. Сеансы «кинематографа» проводились регулярно. Но создатели фильмов быстро обнаружили, что сидеть в тёмном зале и смотреть на экран в гробовой тишине совершенно невозможно – это действует угнетающе, нужно занять каким-то делом зрительские уши. И вскоре во всех залах появились тапёры-музыканты исполняющие музыку прямо в зрительном зале. Даже молодой С. Рахманинов сопровождал немые фильмы своими импровизациями на рояле.

Кадр №4
 Тапёр (франц. от taper - хлопать, играть на удар. инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле).
1) Музыкант, пианист, играющий за плату на танц. вечерах и балах, в танцклассах  и др.
2) В переносном смысле - механично играющий пианист.
3) Пианист-иллюстратор, сопровождающий немые фильмы.
Первоначально игра Тапёра была скорее компонентом демонстрации (в т. ч. заглушала шум работающего киноаппарата), а не содержания фильма. По мере эволюции кинематографа Тапёр должен был владеть искусством импровизации, обладать умением расположить муз. материал соответственно стилистич. и психологич. характеристике кинодействия
Фрагмент из фильмов "Последнее лето детства", "Александр Пархоменко".
Беседа о вреде курения.


Кадр №5
Ещё до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать «кинетоскоп» c фонографом, но потерпел неудачу. Однако впоследствии Уильям Диксон, соавтор Эдисона, утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф — прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова.
В ранний период кинематографа звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путём записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году.

Кадр №6
В 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся в тот момент на грани банкротства, вложилась в рискованный звуковой проект. Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришёл только с фильмом «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики.

Кадр №7
6 октября 1927 года — день премьеры «Певца Джаза» — принято считать днём рождения звукового кино.

Кадр №8
В России звуковой кинозал впервые открылся в октябре 1929 года на Невском проспекте в Ленинграде.

Кадр №9
В марте 1931 года демонстрировался первый отечественный игровой звуковой фильм «Путевка в жизнь»
Звук был записан по системе московского инженера П.Г.Тагера.
Фильм «Путевка в жизнь» не только в художественном, но и в техническом плане получил мировое признание. На международном кинофестивале в Венеции (1932) кинокартина отмечена как лучшая по режиссуре и была закуплена для кинопроката 26-ю странами. Решением ЮНЕСКО «Путевка в жизнь» внесена в десятку лучших фильмов всех времен и народов. Так началось шествие звука в кино и в нашей стране.

Фрагмент из фильма "Путёвка в жизнь".

Кадр №10
С изобретением звукозаписывающей аппаратуры каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения. Теперь музыка непросто сопровождение картинки, теперь это неотъемлемая её часть. Музыка способна погрузить зрителя в нужную атмосферу, создать необходимое настроение. Зачастую одна лишь мелодия в начале фильма может подсказать зрителю жанр произведения. Хорошая подборка мелодий, песен, различной музыки может обеспечить шестьдесят процентов успеха фильма.

Кадр №11
С момента рождения звукового кино, уже в 1930-е гг. произошло разделение киномузыки на внутрикадровую - конкретную, мотивированную, оправданную звучанием изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пением действующего лица и т. д., и закадровую - "авторскую", "условную".
Закадровая музыка как бы отстранена от действия и в то же время характеризует события фильма, выражает скрытое течение сюжета.
В фильмах 30-х гг., отличавшихся острой драматизацией сюжета, большое значение приобрёл звучащий текст; слово и поступок стали важнейшими способами характеристики персонажа. Такая кинематографическая структура нуждалась в большом количестве внутрикадровой музыки, непосредственно конкретизирующей время и место действия.
Композиторы стремились дать собственную интерпретацию муз.образов; внутрикадровая музыка становилась закадровой. Начало 30-х гг. знаменуется поисками смыслового включения музыки в фильм как содержательного и важного кинематографического компонента.
Одной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажей и событий фильма становится песня. Большое распространение в этот период получает муз.кинокомедия, основывающаяся на массовой песне.
Классические образцы К. этого вида создал И. О. Дунаевский. Его музыка, песни к фильмам ("Весёлые ребята", 1934, "Цирк", 1936, "Волга-Волга", 1938, реж. Г. А. Александров; "Богатая невеста", 1938, "Кубанские казаки", 1950, реж. И. А. Пырьев), проникнутые жизнерадостным мироощущением, отличающиеся лейтмотивностью характеристик, тематически простотой, искренностью, приобрели огромную популярность.

Кадр №12
«Весёлые ребя́та» — первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР. Фильм считается классикой советской комедии. Первая из серии музыкальных комедий режиссёра Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского. Первая лирико-комедийная роль Любови Орловой. Картина имела большой успех как в СССР, так и за рубежом, где она демонстрировалась под названием «Москва смеётся».

 Кадр №13
«Цирк» — комедийный музыкальный художественный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Григорием Александровым. Фильм, ставший одной из советских кинолегенд, не мог бы таким стать без музыки Исаака Дунаевского. «Песня о Родине» — одна из самых популярных и узнаваемых советских мелодий, звучавшая как марш во время демонстраций и парадов. В 1930-х годах обсуждалась возможность сделать эту песню гимном Советского Союза.
Фрагмент из фильма "Цирк".

Кадр №14
«Во́лга, Во́лга» — музыкальная комедия Григория Александрова, премьера которой состоялась 24 апреля 1938 года. Композитор Исаак Дунаевский.

Кадр №15
Самый простой способ для введения музыки в фильм - появление на экране музыканта или певца. Поэтому песня в кино сразу заняла важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия.
Песня в кинофильме, казалось бы, ничем не отличается от обычной массовой или лирической песни, тем не менее ставит перед композитором нелегкие задачи. Ему нужно "услышать" своих героев, найти круг интонаций, соответствующий их облику и характеру.
В кино перед композиторами открывались новые пути, заманчивые и интересные. Одна из особенностей киноискусства - необычайная сжатость действия во времени - требовала и от музыки сжатости и концентрированности гораздо большей, чем в других подобных жанрах.
Когда в кино пытались использовать уже существующие музыкальные произведения, их неминуемо приходилось подгонять к быстро сменяющимся эпизодам кинофильма, а следовательно, брать только фрагменты, а не целые произведения.

Кадр №16
Музыка должна не заменять собой что-то, а служить дополнением к действию и давать доступ к невидимой внутренней жизни персонажей, к их внутреннему состоянию. Хорошая музыка может вызвать у зрителя эмоциональное состояние, нужное для восприятия происходящего на экране. Любые переходные куски могут выиграть от музыки, особенно если она создаёт более приподнятое настроение, чем то, которое преобладает в фильме. Музыка может подчёркивать изменение настроения.
Итак, музыка играет одну из главных ролей в кино. Она - это неотъемлемая его часть, без которой картина будет незавершённой и неполной. Музыка в самом начале фильма, может подсказать зрителю жанр произведения. Из обычного изображения пейзажа музыка способна «сотворить», как комедию, так и трагедию. «Всё течёт, всё изменяется», а роль музыки в кинематографе по-прежнему на первых позициях.

 Физминутка.
 Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

III.    Беседа.

  Спасибо за внимание, надеюсь то, что вы услышали и увидели   было для Вас познавательно. Полученные знания, ваши способности и богатый жизненный опыт помогут справиться с практической частью урока. 
-Скажите, ребята, кто в кинематографе работает над озвучивание фильма? (Ответы учащихся)
-Правильно, звукорежиссер, звукооператор.
-Как вы думаете, что входит в обязанности звукорежиссера и звукооператора? (Ответы учащихся)
-Действительно, люди этих профессий отвечают за то, чтобы все в фильме звучало правдоподобно.
-Как вы думаете, чем же отличается профессия звукорежиссера от звукооператора? (Ответы учащихся)
-Конечно выполняемой функцией.
- Задачей звукорежиссёра является создание озвучивания (фонограммы) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра, звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. 
Вот мы попробует сделать то, что делают звукорежиссёр и звукооператор –озвучим фильм.

IV.    Просмотр мультфильма «Антошка».

Ребята, сейчас вы увидите известный вам мультфильм «Антошка». Только мультфильм будет продемонстрирован без звука.
 Вы, конечно знаете, что в мультфильме звучит песня «Антошка» слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского. Она звучит в протяжении всего мультфильма. Подумайте, какие еще звуки нужно использовать в этом мультфильме для того, чтобы сделать его более выразительным?  (Возможные ответы детей: звуки музыкальных инструментов, шелестящий звук семечек, плеск воды, удар головой о подсолнух, ворона, поют дети, поёт Антошка).
- Ребята, попробуйте сами разделить различные звуки на два вида.
Ответы детей:
1 вид- это голоса самих артистов (хор детей и Антошка);
 2 вид- звуки пространства, где происходит событие (плеск воды, шелестящий звук семечек, удар головой о подсолнух, звуки музыкальных инструментов) и звуки, которые производят сами артисты.

- Мы поговорили об истории создания кино и звуковом кино, вспомнили о людях, озвучивающих фильмы, какой вывод о значении музыки   в кино мы можем сделать? (ответы детей).
Правильно, ребята, именно благодаря музыке и звуку   кино стало более выразительным и эмоциональным. Музыка позволяет раскрыть характеры героев. Музыка   в большей степени изменила и расширила выразительные возможности целостного восприятия фильма.

Ребята, попробуйте озвучить фильм. Исполнить песню, создать звуки необходимые для озвучивания мультфильма.

V. Выполнение практического задания (работа по группам).

1.    Деление класса на группы.
Класс дифференцированно делится на две группы:
1 группа озвучивает главных героев (хор детей и Антошка),
2 группа работает над другими звуками (плеск воды, шелестящий звук семечек, удар головой о подсолнух, звуки музыкальных инструментов).
2.    Выбор инструментов и предметы выполнения задания.
На столе инструменты с помощью которых можно создавать шумы и звуки. Каждая группа выбирает инструменты, которые позволят им выполнить задание. Так как мультфильм музыкальный и 1 группе надо спеть, в наличии есть минусовка песни «Антошка», которую может использовать 1 группа.
3.    Подготовка к озвучиванию.
Каждая группа тренируется в исполнении звуков. (4 минуты)
4.    Коллективная работа – озвучивание мультфильма «Антошка».
5.    Музыкальная викторина.
Звучат музыкальные отрывки из известных кинофильмов. Ваша задача узнать и объявить название кинофильма.

VI. Обобщение.

- Что нового узнали на уроке?
- Какова роль музыки в кино?

Вывод:
Музыка должна не заменять собой что-то, а служить дополнением к действию и давать доступ к невидимой внутренней жизни персонажей, к их внутреннему состоянию. Хорошая музыка может вызвать у зрителя эмоциональное состояние, нужное для восприятия происходящего на экране.
      Музыка играет одну из главных ролей в кино. Она - это неотъемлемая его часть, без которой картина будет незавершённой и неполной. Музыка в самом начале фильма, может подсказать зрителю жанр произведения. Из обычного изображения пейзажа музыка способна «сотворить», как комедию, так и трагедию. «Всё течёт, всё изменяется», а роль музыки в кинематографе по-прежнему на первых позициях.

Категория: Программа по музыке | Добавил: ANKL (22.01.2014)
Просмотров: 8792 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]